Зарубежное трудовое приключение Надежды началось с одного сезона работы гидом-трансферменом в одной из крупных туристических компаний. Она успела поработать и на трансферах, и гидом-«турником», и даже в роли отельного гида. А вот уже со следующего летнего сезона в Турции Надежда «переквалифицировалась» в сотрудника отдела по работе с гостями (guest relations) большого курортного отеля в Окурджаларе. В этой сфере она впоследствии работала не только в Турции, но и в Таиланде.
— Надя, до того, как ты стала гидом в Турции, бывала ли ты в этой стране как турист?
— Разумеется. «Влюбленность» в страну непосредственно повлияла на мое решение начать там работать. Думаю, в любом случае лучше сначала съездить посмотреть, а потом задумываться о «серьезных отношениях».
— Насколько совпали твои ожидания от работы гидом с реальностью?
— Здесь сложно ответить однозначно. Профессия гида — вещь довольно многозначная. Трансфермен, который везет вас из аэропорта в отель, и отельный гид, впаривающий вам потом экскурсии, — две совершенно разные позиции. Первый перебивается с хлеба на воду, второй, если ему повезло с коммерческой жилкой, может неплохо нагревать руки в сезон. Я даже не буду говорить о заработке в этой сфере. Туризм, как и отельное дело, — воля случая, удачи. Если и можно говорить о чем-то, то лишь о стремлении вести подобный, вольный, образ жизни. Далекий от оседлости, близкий к «пиратству» и уж точно предназначенный для тех, кто не робкого десятка. Поскольку я ждала именно этого, то осталась вполне довольна. То же могу сказать и о работе в сфере гостеприимства. Здесь, конечно, порядка побольше, но работа эта, скорее, для любителей пощекотать нервишки.
— Расскажи о самых существенных плюсах работы в турбизнесе на курорте и самых больших недостатках этой работы.
— Для разных людей одни те же вещи могут показаться и плюсами, и минусами. К примеру, туризм: один скажет, что свободный график, работа с гостями, необходимость говорить на иностранных языках, свободный заработок, постоянно в разъездах — это круто, другой и близко не подойдет к подобному. О работе в отельном деле могу сказать так: если вам нравится атмосфера отеля, мешанина разных национальностей, постоянное движение, командный дух, и вы нетребовательны к уровню своего дохода — вперед, это ваше. Однако будьте готовы тренировать стрессоустойчивость и мышцы лица для перманентной улыбки каждому гостю. Поверьте, не так-то это просто.
— Надя, ты работала в сфере гостеприимства в Турции и в Таиланде. Есть ли принципиальная разница между этими странами с точки зрения отношения к туристам? А к работникам туристической индустрии?
— Гостеприимство высокого класса, по сути, одинаково в любой стране. Это закон. Есть определенные стандарты, которых нужно придерживаться. Существуют различия в менталитете и культуре народов разных стран, но это не должно касаться работы. Гость везде гость. Ему нужно улыбаться, его нужно встречать с радостью и услужливостью, быть вежливым, быть лояльным и вышколенным. И Турция, и Таиланд располагают всем, что необходимо для жаркого душевного приема туристов. В рамках отношений хозяева—гости в обоих государствах работники сферы гостеприимства не нарушают стандартов обслуживания. Вне этих отношений — миллион вариантов, и все они относительны, субъективны и обусловлены кучей обстоятельств.
Хотя, если вы в порыве отпускной хмельной эйфории разгуляетесь, и «раззудится рука», за свою родину крепко вступятся и те, и эти. Законы нужно уважать в любой стране, тогда и отношение местных везде будет стабильно держаться на отметке дружелюбия.
Быть работником туриндустрии за рубежом — совсем другое дело. Никаких «медовых месяцев», только суровые будни! От вас там ждут высокой трудовой самоотдачи, при этом ваши права могут не везде одинаково соблюдаться. Субъективно, в Таиланде мне было труднее, чем в Турции. Коротко о причинах: отель-работодатель не оформлял мне рабочую визу, и приходилось постоянно «визараниться» в Камбодже или Лаосе за свой счет, психология и мировоззрение тайцев оказались мне не близки, а в их хваленых улыбках чувствовалась фальшь. Хотя это, опять же, не догма! Я встречала ребят, настолько поглощенных Сиамом, что они не представляли себе работы где-то еще. Здесь, как в любви: должна сработать химия!
— У туристов есть определенное количество стереотипов относительно работников турагентств и персонала гостиниц. Например, что все турки-аниматоры только и мечтают жениться на европейке и уехать из Турции. Что гиды на экскурсиях половину информации берут, что называется, из головы. Сталкивалась ли ты с такими стереотипами и насколько они соответствуют действительности?
— Насчет мечтаний аниматоров — впервые слышу такое. Впрочем, людям вообще свойственно засорять свою голову стереотипами, отпускники этим тоже славятся. Например, они уверены, что работники турсферы только тем и заняты, что загорают и купаются, зарабатывая при этом миллионы. Конечно, это неправда.
Гиду нужно уметь держать весь автобус во внимании на протяжении нескольких часов. Сухими фактами тут не обойтись. Люди же не на лекцию пришли, в конце концов, а отдыхать, развлекаться, поднимать себе настроение. Вся туриндустрия должна, по сути, обеспечить приподнятое настроение гостя.
Есть еще одно. Наболело — не могу молчать. Многие постояльцы отелей почему-то уверены, что работницам с рецепции, «девочкам за стойкой», достаточно за их труды подарить шоколадку «Аленка». Ну, вы понимаете: привет с родины и все такое. Туристы килограммами везут «Аленку» на курорты! Явление приобретает пугающие масштабы! Среди эпидемии «Аленки» единицы с вяленой рыбой, копченой колбасой и горячительными напитками из дьюти-фри воспринимаются как истинное чудо. А посему обращаюсь к потенциальным отпускникам: «Люди, не поскупитесь на вышеперечисленное! Поверьте, на чужбине без родной колбасы, без сгущенки и гречки нам тяжело!» Кстати, как и без чаевых. Внедряйте себе в головы стереотип насчет чаевых: в Турции они приняты, их ждут, скупым гостям не хочется помогать. Я серьезно.
— Ты ведешь блог о своих буднях того времени, когда ты работала в Турции. Зачем тебе это?
— Не только в Турции, я пишу о Таиланде, Индии, Грузии других странах. Сама я называю все это писательство «блогом о жизни, туризме и работе за границей». Зачем пишу? Затем, что хочу информировать людей о закулисье туризма и отельного бизнеса. Хочу, чтобы туристы-«пакетники», предпочитающие готовый турпродукт, ехали на курорты более знающими, чтобы ловко обходили все подводные камни сферы гостеприимства тех стран, о которых пишу.
Меня читают и многие коллеги. Для них это развлечение, возможность разрядиться после напряженного трудового дня, узнавая в описываемых ситуациях себя или свое начальство. Вы же понимаете, когда на работе завал, нужно искать поводы для смеха. Иногда злорадного. Если вам по душе такой подход, и есть желание узнать больше разных секретов, добро пожаловать ко мне на огонек в блог «Бумагомарака».
— Как, на твой взгляд, есть ли у тех, кто обучался в вузах по специальностям, связанным с туризмом, преимущества в работе перед теми, у кого нет диплома?
— В последнее время я все чаще замечаю в объявлениях о найме на работу условие о специальном образовании, но, как правило, имеется приписка «желательно» или «будет вашим преимуществом». Нередко исход дела решает количество иностранных языков, которыми владеет соискатель, опыт работы и умение презентовать себя будущему работодателю.
— Представь, что перед тобой туристы, которые собираются поехать в отпуск в Турцию. Нашлось бы у тебя для них несколько советов по выбору отеля, поведению на территории гостиницы? Есть ли какие-то лайфхаки в отелях all inclusive, пользуясь которыми можно улучшить, облегчить, разнообразить свой отдых?
— Что ж, субъективно скажу так: выбирайте те отели, что недавно открылись, новые, с хорошим ремонтом и стремлением хозяев завоевать лояльность гостей. Помните, что в Алании сервис дешевле, но проще, в Кемере — галечные пляжи и больше насекомых из-за близости Тавров, на побережье Эгейского моря прохладнее, зато цвета моря и пейзажи вокруг просто великолепные!
Нередко о местоположении отеля пишут коротко: Кемер, Анталия, Алания. Советую уточнять, потому что зачастую гостиница располагается в туристических деревнях типа Гейнюка, Бельдиби, Окурджалара, Тюрклера, Конаклы и т. д. Если вы предпочитаете вечером выйти в шумный, веселый город, то вам вряд ли придется по душе удаленность отеля от центров развлечений, когда до ближайшей дискотеки придется брать такси. В целом, стоит самостоятельно изучать описание гостиницы и ее окрестностей в интернете. Посмотреть типы номеров, чтобы при продаже тура вам не подсунули какой-нибудь удаленный корпус по самой низкой цене.
Про поведение я уже говорила, тут все просто: уважайте страну и ее законы. Это нетрудно, нужно просто держаться в рамках элементарных приличий. Стоит подучить языки хотя бы на уровне бытовых взаимодействий. Везде, где бы я ни была, люди одинаково счастливы слышать родную речь из уст иностранцев. Это помогает установить доверительные взаимоотношения. А выгод из них множество: советы местных, подсказки, где лучше обменять деньги, где вкуснее покушать, как доехать, что посмотреть и т. д.
Есть еще один универсальный совет. Наслаждайтесь отдыхом! Да, именно так. Учитесь расслабляться, успевайте за эту неделю—две выжать из отдыха все, что можно. Не тратьте время на поиски недостатков, ссоры с администрацией и вашим гидом. Вы вырвались из всего этого — так радуйтесь каждому вашему дню возле моря под южным солнышком.
— А вот теперь представь, что перед тобой девочки и мальчики, которые мечтают поехать к морю работать гидами. Есть, что им сказать? Предупредить? Дать ценный совет?
— Могу сказать так: езжайте. Не трусьте, не сомневайтесь. В любом случае, даже один сезон там даст вам гораздо больше, чем несколько лет дома. Меняйте зону комфорта, учитесь, набирайтесь практики в иностранных языках, обтачивайтесь, как галька в прибое, получайте свои шишки и награды. Рискуйте! Иначе потом пожалеете об упущенной возможности, а это крайне горькое чувство. Я даже не буду предупреждать о каких-то опасностях и прочем. Нужно жить на полную катушку!