— Анна, в какой момент человек понимает, что его стезя — это фотографирование? Как это было с тобой?
— У меня нет истории про то, как я в детстве с папой сидела в красной комнате и меня завораживал процесс печати фотографий. У меня есть история про то, как мне хотелось просто много фото, я даже не знаю, для чего. Фотографии возвращают меня в то место, в тот момент, в те ощущения… я вновь переживаю все те эмоции, которые были во время съемки. Как это было со мной? Я просто взяла фотоаппарат и стала фотографировать. Технические моменты объяснила инструкция к фотоаппарату. Все остальное я интуитивно знала.
— Не изменилось ли у тебя восприятие людей после того, как ты стала смотреть на них через объектив фотоаппарата?
— Мне стало понятно, что люди себя представляют не такими, какими видят их окружающие. Это как с голосом — в записи голос как будто не твой! У меня есть знакомая, которая в жизни обычная, а от ее фото невозможно оторвать глаз. Этот феномен меня до сих пор интересует.
— Давай поговорим о женских фотосессиях. Представь, что этот материал читает женщина, которая очень хочет собственную фотосессию. Но думает, что она в данный момент недостаточно стройна. Или сначала надо сходить к косметологу. Или она просто хочет, но думает, что ей это ни к чему. Что бы ты сказала такой женщине?
— Я бы сказала, что она просто не знает, насколько она прекрасна. Но если вы всерьез считаете, что сначала надо похудеть, потом постричься, потом сходить к косметологу — то так на самом деле и надо сделать! Потому что если девушка или женщина собирается прийти ко мне в состоянии недовольства собой, то лучше остаться дома. Я не смогу такую женщину «вытянуть» так, чтобы она себе понравилась на фото. Даже если она объективно очень хороша собой, но считает, что в ней все не так, то и у фотографа вряд ли получится что-то прекрасное.
— А ты можешь снять полную женщину красиво?
— Да, ведь есть определенные ракурсы. Здесь знания, как в математике: есть такие ракурсы у женщин, при которых она не будет выглядеть на 150 кг. Понятно, если она мне скажет, что она хочет красивое фото «ню», то, скорее всего, я откажусь.
— То есть при определенных обстоятельствах ты можешь отказаться?
— Я отказываюсь не потому, что модель весит 150 кг. Я отказываюсь, когда она хочет невозможного. Или задает еще до того, как прийти ко мне, слишком много вопросов и даже высказывает претензии. Женщина, которая хочет пойти на фотосессию, должна знать, что это не развлечение. Для модели это труд. Не только перед камерой, но и до похода к фотографу нужно поработать, если хочешь выглядеть красиво.
Некоторые любят life style — картинки из жизни. То есть я прихожу к моей героине домой, она готовит еду в халате, в квартире не убирается, дети у нее бегают тут же, как обычно. Я в таком стиле не снимаю, потому что просто не умею. В таком ежедневном нужно тоже уметь видеть прекрасное. Некоторые люди так умеют снимать, но чаще всего это мужчины. Я знаю таких фотографов.
— У парикмахеров есть такое выражение: «как плохо, что у меня нет такого мастера, как я сам». Ты жалеешь, что не можешь сама себя снимать?
— Нет. Сейчас я уже доверяю другим людям снимать мои портреты, но не серию фотографий. Просто сфотографировать меня — это да. Фактически, правда, это можно назвать автопортретом: я человека использую в качестве штатива. Я все настрою, поймаю свет, отбегу в кадр и скажу: нажимай! Еще моя дочь Василиса сейчас хорошо стала снимать. Я ничему ее специально не учу, да она и не хочет. Просто она может хорошо попасть в фокус, я ей говорю, где и как я должна стоять, что я должна делать, «оставить» мне ноги или нет — вот и вся наука. Пока я, к сожалению, не могу найти человека, которому бы я доверила себя фотографировать без контроля с моей стороны. Одна из последних фотосессий, которая у меня была и которая мне нравится, — с Байкала. Мы были с Василисой там, нас снимала московский фотограф, и меня все устроило. Она отлично показала отношения мамы и дочки, что для меня очень важно.
— Давай вернемся к женской фотосессии. Предположим, женщина все же собралась прийти к фотографу. Как бы ты рекомендовала подготовиться к съемке?
— Сначала нужно определиться со своими желаниями. Какой она себя хочет видеть на фотографиях? Сказочные декорации и наряды или домашняя уютная съемка, а, может, какие-то концептуальные портреты. Далее выбрать фотографа. Выбирать нужно по портфолио! Не потому, что подруга там снималась и ей понравилось, а именно по фотографиям. У вас должно щелкнуть в голове — «хочу такие же!» Далее все просто: пишете фотографу, фотограф дает рекомендации по одежде, по макияжу и прическе.
Берете с собой хорошее настроение — и успех обеспечен.
— Один вопрос про фотосессию беременных женщин. На каком сроке ты бы рекомендовала идти фотографировать себя в интересном положении? Нужна ли для такого фотосета специальная подготовка?
— Фотосессия беременности — это особый вид съемки. Для меня очень важна естественность будущей мамочки в это прекрасное время. И именно эту естественную красоту хочется подчеркнуть. В одежде это натуральные ткани, мягкие, струящиеся, нежных приглушенных тонов. В прическе — локоны, объемные косы, небрежный пучок, никаких «небоскребов» на голове с обилием лака. А вот макияж должен быть тщательным и лучше ярким. Особое внимание необходимо уделить маникюру: отлично подойдет французский маникюр, светлый или прозрачный лак.
— А бывает ли так, что приходит на фотосессию девушка или женщина откровенно несимпатичная, и вдруг ее снимки получаются «вау», и наоборот — приходит красавица, а фотографии плохие?
— Да, это называется фотогеничность. Никуда от этого не уйти. Можно, правда, и нефотогеничную женщину сфотографировать красиво, но это будет жесткая постановка. В чем отличие фотогеничности от нефотогеничности? Фотогеничная девушка может делать все что угодно — вставать, садиться — и ты видишь, что у нее это хорошо получается: хорошо встала, хорошо повернула голову, красиво улыбнулась. Она может быть полной, но при этом все в ее снимках гармонично, хорошо, естественно.
Когда девочка красивая, но нефотогеничная, то как бы она ни встала, как бы ни села — она как Буратино. И приходится все делать «вручную»: руку ее поставить, голову повернуть, плечо отвести. Потом я ее так ставлю и говорю: не дыши, или задаю ей какой-то вопрос, который даст нужное мне выражение глаз, лица, выведет ее из состояния замершего. Поэтому я часто задаю разные глупые или странные вопросы. Или вдруг резко могу сказать что-то вроде: «Идет коза рогатая, идет коза бодатая…». Люди на меня начинают смотреть, как на сумасшедшую, удивляются, искренне улыбаются — и это те эмоции, которые мне нужны.
— А есть ли для фотографа перспективы роста, есть, куда развиваться? Или в какой-то момент достигаешь потолка?
— Всегда есть, что почитать, или купить и посмотреть новый урок кого-то из суперпрофессионалов. Даже Photoshop обновляется каждую неделю, всегда есть что-то новое, и изучать это приходится. В съемке, когда ты уже в совершенстве владеешь собственным фотоаппаратом с технической точки зрения, когда ты не задумываешься над тем, какие настройки выставить, тогда приходит особый момент: ты начинаешь охоту. Охоту за светом. И за «шедевром». Это я так называю самые лучшие, с моей точки зрения, кадры. И этот процесс мне больше всего нравится.
Ты идешь, а клиенты тащатся за тобой, думают, что ты немного «того», но ты точно знаешь, что вот ты идешь-идешь, и вот видишь тот луч, который сюда светит, и он попадет ей на локон, и она голову в эту сторону повернет — и будет «шедевр»! А платье у нее будет вот так развеваться, а ноги будет вот здесь видно… Когда ты видишь картину в голове, видишь свет, и ты просто человека туда внедряешь — тут и рождается магия. Мое мнение таково, что ты просто носишься за светом по миру. Мы, конечно же, говорим о съемках на природе, я люблю там снимать, потому что там солнце.
— Кстати, девушке или женщине, у которой никогда не было фотосессии, ты бы первую фотосессию посоветовала на свежем воздухе или студийную?
— Только на улице, на природе. Там ветер подул — уже волосы красиво заиграли. Она покружилась — и я какой-то момент поймала, поймала свет, ее улыбку, ее состояние счастья. Солнце в глаза посветило, она чихнула, смотрит на меня — и это снова естественный красивый кадр. Ну, и сама по себе природа прекрасна, она обрамляет. Человек — это картина, а природа — это рама к ней.
— Есть ли сейчас какие-то тренды в фотосессиях?
— Я, честно говоря, не знаю. Не отслеживаю современные тенденции. Стараюсь снимать так, чтобы и через 30 лет эта конкретная фотография была актуальной.